16:16 

Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
Вчера вечером ребенок спросил (мы как раз читали книжку про Европу в Средневековье), спросил, где и когда началась Вторая мировая война. Вспомнив школу и остатки исторического образования, на карте Европы начала XV века показала ему, где и как началась, Вторая мировая, как началась Великая отечественная, кто куда пошел, кто кого оккупировал и чем все закончилось... Кстати, Берлин на той карте обозначен не был - а может, и не было его вообще тогда (а, нет, википедия говорит, что был - и около 1400 года его население составляло аж восемь тысяч человек). Потом сын спросил, кто помогал России. Рассказала ему про СССР, про союзников, про второй фронт, про гуманитарную помощь. Потом еще о том, в каком положении была Германия до, во время и после войны, и почему открытый союзниками второй фронт был такой засадой... про оккупацию Франции и бомбардировки Великобритании, капитуляцию Германии и встречу на Эльбе. Ребенок слушал, открыв рот. Потом вспомнили про Перл-Харбор, про атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки, про то, что Берлин освобождала только советская армия, про зоны влияния... И ребенок спросил, кто руководил Германией в этой войне...
Он большой мальчик, и склад ума его требует разобраться в том, что непонятно. А еще он занимается авиамоделированием, и ведущий кружка (дай ему Бог долгих лет жизни) как раз накануне показывал им модели самолетов того времени и рассказывал об отличиях самолетов союзников от советских.
Сегодня, случайно включив телевизор мы наткнулись на какой-то из детских фильмов о войне... Той, где партизаны попадают в плен, и их выручают два безбашенных мальчика и одна отчаявшаяся девочка. Увидав его, сын спросил - а почему, если фильм о войне, то в кадре никто не стреляет...

Рассказала, что война - это не только стрельба, но и планы, перемещения, маневры, еда, сон в конце концов. А еще огромное количество мирного населения, которое было бы очень радо, если бы его все это не коснулось... Он озадачился - видать, сильно увиденное на экране не вязалось с виденным до этого, в мультиках про супергероев, фильмах о приключениях фентезийных героев...
Потом пришла старшая и сообщила, что их добровольно-принудительно гонят на митинг по случаю дня Победы (всем классом, ибо нефиг). А потом вернулась через два часа и сказала, что они сбежали пораньше... Она не спрашивала, что, зачем и как, она же большая, сама все знает, да и период этот по истории в школе они уже "проходили".

И для нее и для него эта история - история, просто история, пожалуй, такая же, как Средние века, разве что менее красивая. Она для них лишена главного, что с ней связывают взрослые - эмоциональной нагрузки. И это наверное нормально. Интересно ли оно им? Может, и интересно, но... не живо. Поэтому они смотрят военное кино с интересом или безразличием. Они могут знать всех военачальников по именам, помнить мельчайшие детали военных операций - но это уже не их опыт. И даже не опыт их родителей. И если уж совсем честно, то и не опыт их бабушек, хотя бабушки были очень близко к этому опыту.

Прошлое стало просто прошлым. Может остаться желание в нем разобраться. Можно, и думаю, нужно, потрогать все, что осталось. Благо, пока это не сложно. Но это будут впечатления от своей интерпретации. А если создавать впечатление по фильмам, то от интерпретации интерпретации. Их опыт - немного в другом. И гигантские гранитные плиты-зубья на Карельском перешейке, когда-то использовавшиеся как противотанковые заграждения, для них будут просто зубьями, из-за которых в походе не получалось свернуть с тропы. И которые придавали местности в этом светлом и солнечном месте, что-то зловещее...

P.S. А еще подумалось о другом. О добросовестности. Что их прадед, служивший в войну на Тихоокеанском флоте (кстати, выведено дедуктивно, наверняка надо у бабушки уточнить), просто добросовестно исполнял свое дело. Не выпендривался и не прикидывался героем. Просто служил на корабле и не халтурил. И их прабабушка, первые два года войны работавшая на заводе, и иногда вспоминавшая о суровом режиме питания и требованиях к дисциплине, она просто работала и делала свою работу. И тот врач, который вчера вчера, накануне праздника, как-то по-мальчишески насупившись, заделывал дырку в зубе - старательно так, по пять раз проверяя, чтобы было как следует - он тоже просто делал свою работу. Да, они в разных условиях, но суть... суть от этого не меняется. Ты или делаешь, или нет. Или стараешься, или нет. И результат или есть, или нет. А остальное - обстоятельства, в которых твоя деятельность имеет место.

и получается так, что то, что реально сделано, оно на таких, добросовестных. И что словесная шелуха, и другие моменты, которые срывают бурные аплодисменты, они в общем, конечном итоге, не оставляют следа. Остается только то, что потом можно показать на карте, что можно потрогать, ощутить - не эмоции, не чувства и не брызги. Дела, воплощения и сдвинутые камни, будь то гранит, бетон или доисторический базальт.

URL
Комментарии
2010-05-09 в 16:57 

Wesen
Главное чтоб неполученный и непопробованный опыт, который уже практически и некому передать, никто не захотел дополучить и допопробовать.

2010-05-09 в 17:51 

Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
Wesen
дык вот понимаешь...
тут вообще инхо забавная вещь.
По моим наблюдениям, те люди, которые переили самые невзгоды войны, по этому поводу говорили "Лишь бы не было войны... не дай Бог никому пережить то, что пришлось пережить нам".
На следующей итерации (у более младшего поколения, или у тех, кто меньше огреб этого опыта) употребляемая в том же контексте фраза звучала иначе "Вас бы (молодых) туда... Вам бы...(далее по контексту)".
А следующая итерация - в чем проявится она?
Или может, уже проявляется...:)

URL
2010-05-09 в 18:18 

Wesen
Kiryusha Следующая итерация имхо зависит от мозгов. Т.к. при заведомо известном отсутсвии какого либо опыта появляется тяга его таки накопить. А т.к представления , которые сейчас навязываются о войне , да и не только, могут сложить неправильный взгляд. Как киношное мнение, что если по голове дать стулом - стул разлетиться на кусочки, а с головой ниче не будет.
Вспомнилось одно восточное проклятие : Чтоб вам жить в интересные времена." И проблема в том, что оно слабо воспринимается как проклятье, интересное время стало и восприниматься только как интересное, как походы тех же рыцарей, рассказы о героях,оно притягивает, завораживает , но без страха, и это плохо( ...

2010-05-09 в 19:24 

Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
Wesen
хм... тут имхо все интереснее... можно постулировать вполне замечательные вещи... даже увлекательные. и КРАСИВЫЕ. героические, да. и красивые. И увлекшиеся этой красотой люди сначала не замечают. Потом приходится выкручиваться, спасать свою шкуру. А уже потом, когда ситуация разрешится - люди оглядываются и ужасаются... ЧТО они сами сотворили. Своими руками и без особого принуждения. Под влиянием эмоций.
И на эти грабли натыкаются регулярно. С завидным постоянством даже, может быть...
И это, имхо, те же самые грабли. И стопора у них что-то не видно...

URL
2010-05-09 в 19:30 

Wesen
Kiryusha А его подозреваю и нет, все циклично.
На грабли натыкаются вновь и вновь, т.к. забывают о сущетвовании старых, неучитывают или считают себя умнее граблей, выше их..... )))
Ничего интересного. Это все грустно только.

2010-05-09 в 19:38 

Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
Wesen
каждое следующее поколение чувствует себя умнее предыдущего... :)

URL
2010-05-09 в 19:40 

Wesen
Kiryusha Чувствует... - ага , это есть))))

2010-05-09 в 19:43 

Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
URL
     

Книга удивлений

главная