Kiryusha
Не отрекайся своих даров, плеч не сутуль, а чужих костров не проклинай и не обходи. Не слушай ту, что сидит в груди
Об общественных конвенциях и не только.

Дано: вот уже некоторое время на работу и с работы езжу на электричке. Само по себе это не Бог весть какое дело, и даже, можно сказать, весьма скучное занятие, если бы не разнообразные мелкие происшествия, вносящие особенные ощущения в процесс. И одним из видов таких происшествий является (та-дамм) визит контролеров.
Вообще контролеры сейчас уже не те, что были лет пятнадцать назад, когда они устраивали истерики, выкидывали за шиворот из электрички и совершали прочие агрессивные действия. Те времена (тьфу-тьфу) ушли в прошлое, и на смену оголтелым сотрудникам службы контроля пришли новые, продвинутые кассиры-контролеры. Кассиры-контролеры отличаются наличием кассового аппарата и возможности продавать застигнутым на месте "преступления" (безбилетного проезда) билет прямо таки сразу, без всяких квитанций и прочих странных вещей.
Правда, делают они это не только из добрых побуждений - каждый купленный у кассира-контролера билет обойдется пассажиру дороже, чем билет от той же остановки, купленный в кассе станции. Разница составляет 50 рублей и является платой за услугу по продаже билета на месте, так сказать, приземления пятой точки безбилетного пассажира.
Сама идея такой продажи представляется очень даже своевременной и грамотной, особенно, если учесть, что иногда в кассу не попадаешь просто по причине слишком большой очереди, которую за пять минут до отправления электрички и стоять-то лень, да и вообще. Но некоторым пассажирам надбавка в 50 рублей сверх стоимости билета кажется уж слишком завышенной, и вызывает их гнев и возмущение. Другие же просто в принципе не готовы платить что-либо РЖД и ее замечательной ЦППК. Третьи платить-то в принципе готовы, но только от предпоследней по ходу поезда остановки до последней - чтобы без проблем пройти на конечной через турникеты, а оплачивать собственно проезд не могут по финансовым, моральным или иным причинам.
В общем, во взаимоотношениях кассиров-контролеров с пассажирами, по моим наблюдениям сложилась взаимоустраивающая практика - кассирвы контролеры заходят в вагон, проверяют билеты, а безбилетникам-"зайчикам" предлагают приобрести билет, а в случае отказа от покупки - пройти на выход из вагона. Часть безбилетных пассажиров покидает насиженные места, не дожидаясь подобного приглашения. И всех вроде как все устраивает. Никто ни на кого не кричит, а заметив безбилетника, контролер просто вежливым мягким голосом говорит "пройдите вперед".
И в принципе, это всех устраивает: пассажиры, готовые купить билет и остаться сидеть - остаются сидеть на месте, те, кто не готов тратиться, покидает вагон и потом выкручивается иными способами (например, оббегает вагон на остановке, чтобы зайти в предыдущий, где контролеры были немного раньше). Только иногда в вагоне оказываются пассажиры, чье обостренное чувство справедливости (не важно, в какую сторону) не позволяет им ни поднять попу, ни приобрести билет из рук кассира-контролера. Точно также бывают иногда особо настойчивые контролеры, которые требуют, нет, требуют_в_крайне_настойчивой_форме убрать с сидений сумки, которыми оставшиеся занимают места для своих друзей, убежавших вперед, подальше от контролеров.
И в этот момент достигнутый компромисс, равновесие воль обеих сторон терпит коллапс и схлопывается. И контролеры, и пассажиры, у оторых основной аргумент один и тот же "нет, будет по-моему!" начинают кричать друг на друга, фыркать, ругаться, жаловаться на жизнь и настаивать на том, что именно он (произносящая эти слова сторона) честный, а оппонент - тотально неправ.
Эти словесные баталии обычно достаточно коротки (долго скандалить в полуспящем вагоне мало у кого хватит сил, да и разбуженные окружающие не дай Бог заедут ненароком по макушке - вряд ли конечно, но косые взгляды кричащему гарантированно обеспечены), но эмоционально насыщены и интенсивны. И чем то напоминают борьбу сумо, где участники спарринга сначала долго присматриваются друг к другу, потом как схватятся - на один короткий миг, буквально на несколько секунд - и тут же разлетаются в разные стороны, каждый - увлеченный своим потоком.

И ту возникает вопрос: а кто собственно из них прав?
Если совсем по-хорошему, правы те, кто оплачивает свой проезд. Но учитывая, сколько этот проезд стоит (особенно для жителей более дальних районов Подмосковья), желание сэкономить оказывается достаточно сильным - в том числе и у солидных дядечек с "пузАми", хорошо одетых девушек на высоким каблуках, не говоря уже о студентах и других не сильно обеспеченных категориях. И появление кассиров-контролеров с их в общем-то толерантной позицией и готовностью продать билет в затруднительной для безбилетного пассажира ситуации - выгодно и им тоже. В конце концов, вдруг захочется взять и заплатить за проезд? А тут такая замечательная возможность.
Но с другой стороны, получается, есть пассажиры, которые не готовы соблюдать никакие правила - как формальные, так и неформальные, и даже если они в принципе выгодняе. То есть выгодные-то они, наверное, в принципе, а сэкономить хочется в данном конкретном случае, а в кассе была очередь или еще что-нибудь... В общем, после этого начинается скандал, и более-менее равновесная система, построенная на основе своего рода общественного договора, под аккомпанемент громких воплей летит ко всем чертям...
В общем, так бывает :)

А вопрос, который хотелось задать, вообще немного про другое. Если каждый день ездить на одной и той же электричке, на которой каждый день после одной и той же станции идут контролеры, неужели выгодно каждый день бегать от контролеров через два вагона? Не лениво, а?